По благословению Высокопреосвящейнешего Митрополита Липецкого и Задонского Никона

​Книжная Выставка Пасха - Праздников Праздник - 2019

В сознании Православной церкви событие Воскресения Христова есть один сплошной восторг, одна непрерывная радость. Ни одного праздника она не празднует так необычайно светло и торжественно, как праздник Пасхи. Вся эта служба представляет собой один непрерывный, неумолкающий, торжественный гимн Светлому Христову Воскресению. Поэтому и самое Пасхальные богослужение у нас единственное и неповторимое, оно есть сплошное ликование. Победа жизни над смертью, Примирение Бога с человеком и человека с Богом!.. В светлую Пасхальную ночь небо и земля сливаются вместе, ангелы и люди соприкасаются и всякая преграда между ними исчезает.

Видимым внешним знаком этого является то, что в течение всей пасхальной недели во всех православных храмах царские врата остаются день и ночь открытыми в знак упразднения преграды между небом и землёй.

Для православного сознания — Пасха есть время, когда открывается небесный мир. В эту ночь и в эти дни православное сознание отрывается от земли и русский православный человек живёт в небесном мире, с Богом, с ангелами, со святыми, с умершими родными и друзьями. Переживанием этого чувства полна его душа, а внешним его проявлением является тяготение в День Светлого Христова Воскресения к посещению кладбища и родных, дорогих могил. Светлый праздник Христова Воскресения есть прорыв в вечность, в небесный мир, который в свою очередь спускается к нам на землю. Всё перемешивается — люди и ангелы, живые и умершие, все живут одной общей жизнью, общим ликованием, общим восторгом.

В киевских пещерах, по тамошнему преданию, был такой случай: в Пасхальную ночь, на утрени один из участвовавших в служении иеромонахов зашёл в пещеры покадить мощи почивающих в пещерах подвижников. Войдя в пещеры, он громко воскликнул: «Отцы и братие! Христос Воскресе!» И вдруг в ответ на пасхальное приветствие по всем пещерам пронеслось ответное, громовое восклицание: «Воистену Воскресе!» Живые и мёртвые слились в одном радостном восприятии великого торжества Христова Воскресения.

Вот это уничтожение преграды между небом и землёю, слияние в одном радостном чувстве живых и мёртвых — начало на земле бесконечного царства небесного — и составляют отличительную черту нашего православного, и в частности нашего русского восприятия праздника Светлого Христова Воскресения. В этот день православный человек всецело сливается с вечной жизнью Царства Небесного.

Мы поём Христово Воскресение, и вот, только что, словами Иоанна Златоустого, мы провозглашали победу жизни над смертью: Где ад, твоё жало, где смерть, твоя победа? Воскрес Христос — и не один мертвец не остался в гробе… А вместе с этим, мы видим собственными очами, мы слышим страшные вести о том, что смерть всё ещё косит вокруг нас, что умирают ближние, умирают молодые, умирают дорогие — где же это благовестие о победе жизни?

Смерть бывает разная: бывает телесная смерть, но бывает смерть ещё более страшная: разлука, разлука окончательная, разлука вечная, непреодолимая разлука. И эта смерть, в течение тысячелетий до прихода Христова, была опытом всего человечества. Оторвавшись от Бога, потеряв Бога как источник своей жизни, человечество стало не только умирать телом, но стало уходить окончательно, навсегда от общения с Ним. Умерев без Него, люди оставались мёртвыми без Него.

И вот, сошёл Христос Своей душой в ту бездну Богооставленности туда, где нет Бога. Когда Он вошёл в эту страшную область, Он Собой, Своим Божеством, Жизнью вечной, Светом неумирающим заполнил всё. И эта смерть навсегда упразднена; теперь смерть мы называем успением, временным сном. И когда умираем мы, уходим не в бездну отчаяния и Богооставленности, а к Богу, возлюбившему нас так, что Он Сына Своего единородного, единственного, возлюбленного дал, чтобы мы поверили в Его любовь!

И можем ли мы в этой любви сомневаться, когда мы знаем чего эта любовь Богу стоила: жизнь Христа, смерть Христа, отверженность людьми, отверженность Богом, ужас Гефсиманского сада, когда Он ждал смерти, зная, что его предал близкий ученик, зная, что через несколько часов Пётр, другой его ученик, от Него отречётся, и что все Его оставят умирать в одиночестве, умирать одному, и этим Он нам говорит: Смотрите: и это Я на Себя принял… Я умер, чтобы вы поверили, что вы Богом любимы, вы спасены — потому что спасение наше не от нас зависит, а от этого чуда любви…

А мы — чем мы можем отозваться на эту любовь? Мы можем эту любовь принять благоговейно, трепетно в сердца наши, мы можем с изумлением предстоять перед этим чудом непобедимой Божественной любви; и если мы это поняли, тогда мы можем всю жизнь благодарить, всю жизнь превратить в благодарение: не по долгу поклоняться Богу, не по необходимости исполнять Его заповеди, а сказать: Господи! Если Ты нас так любишь, то можно Тебя почитать, любить, слушаться, потому что Твой путь — путь жизни…

И всю жизнь, всю без остатка, сделать не словом благодарности, не песнью благодарности, а живой благодарностью: так любить каждого человека, как его возлюбил Бог: любой ценой и до конца.

И если мы так научимся любить, то мир наш станет новым, другим миром; тогда придёт к нам Царство Божие, Воскресение, новая жизнь. Но для этого каждый из нас должен умереть — не телесной смертью, и не ужасной смертью разлуки, а отказом от всего себялюбия, от искания своего, открыться Богу, открыться другим, жить для других. Потому что воскреснуть вечной жизнью может только то, что сбросило с плеч как старую ненужную одежду всё временное и тленное…

Христос Воскресе!

Из книги чтения для детей и взрослых

СМИ о гимназии

Журнал гимназии

Достижения

Путешествие по гимназии

Фотогалерея

Контакты

398000,Липецкая область,
ул.Прокатная, дом 10

prawgim@yandex.ru

Телефон в Липецке
Т: +7(4742) 28-80-76
     +7(4742) 28-71-74

Мы в соцсетях