По благословению Высокопреосвящейнешего Митрополита Липецкого и Задонского Никона

Воспитательная система

Концепция воспитательной системы "Преображение"

Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов, целевых установок и приоритетных направлений в области православного воспитания обучающихся в Некоммерческом общеобразовательном учреждении Православная гимназия им.прп. Амвросия Оптинского Липецкой и Задонской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) (далее – Православная гимназия).

Воспитательная система

I. Постановка проблемы православного воспитания
в культурно-образовательной среде православной гимназии.

По мнению ведущих в мире историков, философов, этнографов, психологов, в основе любой национальной культуры лежат религия народа, мораль, доправовые юридические нормы. В России доминантным типом русской религиозности было и есть Православие, сформировавшее базисные, парадигмальные ценности русской культуры, взрастившее российскую государственность и русского человека – его характер, нрав, психологию, уклад семейной жизни, национальные черты характера.

Суть Православия заключается в возможности человека уподобиться Богу в меру человеческого естества через Христа (обожение),со-бытия (духовного единения) человеческой личности и Личностей Бога. Духовное единение с Богом возможно через одухотворение своей жизни, достигаемой совершенной любовью к Господу Богу и ближним.

Процесс обожения осуществляется благодаря двум взаимно направленным устремлениям. С одной стороны, это Божественный дар, с другой – необходимы человеческое желание и усилия, подтверждающие искренность желания получить дар.


Основываясь на православной антропологии, для понимания смысла процесса воспитания необходимо иметь в виду следующие основные положения:

  1. 1. Каждый человек несет в своей личности образ и подобие Божие. Образ Божий дан человеку изначально, никто и никогда не может его уничтожить, ни в ком из людей (разум, свободную волю, бессмертие, любовь, способность творчества). Подобие Божие заключается в обладании способности к совершенствованию (стремление к истине и добру), к осуществлению заданного подобия. После грехопадения человек утратил бытие по подобию Божию, однако не лишился бытия по образу Божию, т.е. не лишился образа Божия в себе, что вселяет надежду на исправление, исцеление.
  2. 2. Поврежденность человеческого естества первородным грехом и подверженность человека воздействию демонических сил.
  3. 3. Представление о спасении как о результате совместных усилий Божией благодати и свободного человеческого произволения.

Воспитание должно быть направлено, прежде всего, на раскрытие образа Божьего в ребенке. Для этого необходимо развивать и укреплять те силы в душе ребенка, которые помогут в дальнейшем раскрыться образу Божию в нем и устранить все то, что замедляет это раскрытие, освободив душу от страстей. Это значит, важнейшей проблемой и задачей воспитания становится спасение человека, направленное на его исцеление путем освобождения от греха. Такое воспитание дает человеку возможность стать выше путем стяжания Божественного бытия. Традиционно святые отцы говорят о стяжании Духа Божия. В этом случае речь уже не идет об исправлении или формировании личности, но об освящении и преображении ее, возрождении по образу Того, Кто человека сотворил.

Отсюда смысл воспитания – в обожении человека, «созданного как «переходное» существо от человека к богочеловеку, от человечности к богочеловечности», а его цель – в помощи детям в обретении образа Божиего.

Однако в течение ХХ века культурно-национальные и религиозные традиции и ценности русского народа подвергались целенаправленному и интенсивному разрушению. Как следствие, неверие в Бога стало явлением общепризнанным и общераспространенным, равнодушие к религии зачастую считается признаком хорошего тона, а полное безверие – признаком образованности.

В настоящее время концепт «духовно-нравственное воспитание» понимается неоднозначно. Декларируя духовную жизнь, секуляризованная педагогика имеет в виду лишь ее психологическое проявление, подменяет духовное душевным, старается избегать признание реальности духовного мира. Поэтому понятия «педагогика», «воспитание», «образование», «личность» приобретают особую ценность в свете православной педагогики, которая имеет особые религиозные, антропологические и гносеологические основы.

Воспитательная система

II. Цели и задачи православного воспитания
в культурно-образовательной среде Православной гимназии.

Смыслом воспитания в православной педагогике, с одной стороны, является подготовка ребенка к вечной жизни, в Боге и с Богом. Поэтому для христианина реальность жизни вне земного существования не позволяет ограничивать задачи воспитания развитием лишь того, что требуется для временной жизни.

С другой стороны, важна в процессе воспитания подготовка к земной жизни. Земная жизнь даёт не только возможность приобрести жизнь вечную, но и потерять её. Таким образом, воспитание для вечной жизни и для земной жизни являются единой, целостной целью воспитания.

Православное воспитание человека, его воцерковление являются длительным и непрерывным процессом, осуществляющимся в течение всей его земной жизни. Определяющее значение для духовного становления человека имеют взаимосвязанные сферы бытия: Церковь, семья, общество и школа.

Так как основной период становления личности приходится на время учебы, то цели воспитания в православной гимназии ставятся соответственно срокам пребывания обучающегося в учебном заведении и реальности достижения их.

Главная цель православного воспитания в гимназии - создание условий для воцерковления, освящения и преобразования личности воспитанника.


Согласно вышеуказанным целям, поставлены следующие задачи перед всеми участниками образовательного процесса:

  1. - изучение сущности, особенностей и основных закономерностей процесса православного воспитания;
  2. - разработка модели воспитанника православной гимназии;
  3. - разработка нормативно-правовой базы и диагностических материалов по определению уровня религиозной культуры и воспитанности обучающихся;
  4. - разработка и утверждение программы православного образования и воспитания (для учащихся, педагогов и родителей);
  5. - участие учителей, обучающихся и родителей, сотрудников в литургической жизни Церкви;
  6. - создание координационного совета по вопросам православного воспитания (разработка положения, организационной структуры, плана работы);
  7. - разработка и внедрение социальных проектов обучающихся, способствующих активизации христианского служения;
  8. - организация научно-исследовательской экспериментальной деятельности с целью освоения православной культуры;
  9. - обобщение и распространение опыта по православному образованию и воспитанию;
  10. - разработка процедур отбора обучающихся и педагогических кадров.

III. Принципы православного воспитания в культурно-образовательной
среде православной гимназии.

Следуя вышеуказанным цели и задачам, необходимо соблюдать определённые правила (принципы воспитания), в которых выражены основные требования к содержанию, методам и к организации воспитательного процесса. Система принципов православной педагогики, реализуемых в культурно-образовательной среде православной гимназии, включает следующие:

  1. 1. «Сверхпринцип» - принцип Христоцентричности позволяет увидеть идеальные первообразы исследуемых культурно-образовательных феноменов (православной культуры) и является критерием приближенности (или удаленности) к идеалу, явленному Господом Иисусом Христом. Это значит, что и в моделируемой образовательной деятельности (деятельностный подход), и в образовательном общении (коммуникативный подход), и в реализации принципа двуплановости (план учителя – план ученика) должен быть предусмотрен идеальный вектор их направленности: Бого-сотрудничество, Бого-общение, Бого-учительство. Идеальная модель образования - жизнь (как процесс личностного становления) во Христе: учить любви (Христовой) - предмет, цель, учить любовью (Христовой) - средство, учить в любви (Христовой) - условия, плоды Духа Святого - результат. Христос - и цель, и путь, и средство, и результат.
  2. 2. Главные принципы, позволяющие успешно решить задачи построения образовательных модулей Православной культуры:
    1. - принцип адекватности (соответствие формы и содержания, цели и средства);
    2. - принцип целостности (целостное восприятие исследуемого и моделируемого явления);
    3. - принцип полноты (необходимое и достаточное содержательное наполнение модели);
    4. - принцип непротиворечивости (выстраиваемая картина исследуемого феномена должна подчиняться внутренней логике, как самого явления, так и всей парадигмы культуры, частью которой он является);
    5. - принцип дополнительности (в целостную картину культурного явления можно вносить дополнения любого характера - и по форме, и по содержанию – при условии, если они не противоречат друг другу и не разрушают целостности исследуемого явления).
    Согласно этим принципам, любая, выстраиваемая модель культурного феномена будет представлять собой единую целостную, непротиворечивую и открытую для дополнений систему.
    1. - принцип функциональности (т. е. обучение явлению через постижение смыслов изучаемого явления).
    Подобно тому, как структурируемая система методологических принципов становится своего рода "скелетом" образовательной модели субъекта Православной культуры, так и собственно дидактические принципы - обще-дидактические, психологические, обще-методические (обще-предметные), частно-методические (частно-предметные) - должны стать органичной "плотью" всех подситстем в общей образовательной модели, а критерием их истинности и адекватности будет являться наличие соответствующих им религиозных (православных) принципов-коррелятов. Все принципы должны быть соотнесены с друг другом и выстроены в иерархизированную единую образовательную модель, преломляемую для частно-предметных целей.
  3. - принцип соборного педагогического влияния Церкви, семьи и школы.
  4. Все причастные к воспитанию личности действуют сообща, предъявляя обучающемуся согласованные требования. Необходимо помнить и знать, что опираться надо на то, что соединяет все воспитательные усилия.
  5. - принцип послушания.
  6. Послушание является важнейшей добродетелью христианина вместе со смирением и любовью. Послушание есть лучший способ к победе над последствиями первородного греха в человеке – надо самостью и эгоизмом. При отсутствии послушания возникает своеволие, самочиние, самоуверенность. Послушание – это царица детских добродетелей, при наличии которого в обучающемся развиваются другие душевные достоинства.

Данная система принципов позволяет решить задачи всех уровней, не только отвечая на практические вопросы «что» и «как», но и на функционально-смысловые – «зачем», «для чего» и «почему».

Воспитательная система

IV. Реализация федерального и гимназического стандартов образования
и воспитания в культурно-образовательной среде православной гимназии.
Православное образование и воспитание на уровне федерального стандарта.

Содержание образования в православной гимназии определяется статусом учреждения и единым стандартом образования для всех школ России. Развитие личности каждого ребенка происходит и в процессе обучения всем предметам, как на уроках, так и во внеклассной, внеурочной работе, и в процессе реализации последовательной системы православного воспитания, которое осуществляют педагоги, классные руководители, воспитатели групп продлённого дня, педагоги дополнительного образования по единой концептуальной программе.

Учебный план полностью реализует федеральный компонент государственного образовательного стандарта, учитывает рекомендации по региональному компоненту образования и реализует специфику учреждения - православное образование и воспитание. Учебный план НОУ «Православная гимназия» разработан с учётом её перспективного развития. Ведущее направление учебно-воспитательной деятельности НОУ «Православная гимназия» - формирование у обучающихся целостной картины мира на основе научных знаний и православного образования и воспитания.

Учебный план позволяет в ходе образовательного процесса качественно решать задачи по формированию разносторонне развитой личности, обеспечивая целостное представление учащихся о мире путём интеграции основ отечественной культурно-исторической традиции в содержание образования и воспитания, а также развития ценностных качеств личности учащихся, базирующихся на личности Иисуса Христа.

Православные традиции пронизывают весь воспитательно-образовательный процесс. Неотъемлемой частью этих традиций является основа их - Православие. Эти традиции зримо выражены и в культурно-образовательной среде, которая окружает ребенка в гимназии.

Центральное место в реализации православного образования и воспитания на уровне федерального стандарта занимает цикл филологических и социально-гуманитарных дисциплин. На уроках русского языка и литературы внимание педагогов сосредоточено на СЛОВЕ. Самое прочное хранилище слова – это память народа, говорящего на одном языке. Дурных слов, грубой и грязной брани нужно сторониться, ведь, дав «чёрному» слову права, мы облегчаем путь «чёрным» делам, уродуем свой духовный мир. Часто причину проступков и промахов человек начинает искать не в себе, а в других людях, в обстоятельствах. С таким человеком весьма трудно общаться, сотрудничать, находить понимание.

Вот почему необходимо в школьниках воспитывать доброту и внимание по отношению к окружающим людям и учить верно относиться к СЛОВУ как к великому Божьему дару и в то же время оружию, силе. Формальная и содержательная специфика родной литературы может быть понята только на широко культурном фоне, поэтому художественные тексты изучаемых литературных произведений на каждой ступени обучения рассматриваются в контексте православной культуры. Ведь отечественная литература, соединённая с духовным наследием Библии, создает прочнейший фундамент для освоения не только отечественной, но и мировой культуры.

На уроках истории, обществознания формируется историческое сознание, происходит: целенаправленное развитие интереса детей к истории России в нарастающей последовательности — от истории своего рода к истории родного города, святых мест, связанных с русской духовностью, проявлением героизма во славу Божию и Отечества, через паломнические поездки. Укрепляются такие понятия в сознании детей, как честь рода, достоинство гражданина своего Отечества, родного города – Липецка и родного Липецкого края, ознакомление с памятниками русской архитектуры и скульптуры, творчеством выдающихся деятелей русского искусства.

На уроках естественнонаучного цикла (природоведение, физика, химия, биология, география и т.д.) обучающиеся знакомятся с историей развития и становления современных естественнонаучных представлений, большинство из которых не противоречат ни христианскому мировоззрению, ни научному постижению природы. Это очень сложный вопрос, см., например, концепцию Новосибирской православной гимназии.

Православное образование и воспитание на уровне гимназического компонента.

Компонент образовательного учреждения в начальной школе реализует православно-ориентированную специализацию, представленную в учебном предмете «Закон Божий» (для учащихся 1 – 11-х классов). Данный предмет является основой православного воспитания школьников и предполагает нравственное и религиоведческое просвещение обучающихся, знакомство с наследием православной культуры. «Закон Божий» преподаётся на основе рабочей программы, согласованной с Отделом религиозного образования и катехизации Липецкой и Задонской епархии Русской Православной Церкви. В основе рабочей программы – методические рекомендации Синодального Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата Русской Православной Церкви.


Компонент образовательного учреждения включает в себя также культурологические учебные спецкурсы с целью формирования православного мировоззрения и нравственных ценностей школьников, духовного самоопределения, знаний и представлений духовного православного мира:

  1. - Спецкурс «История Русской Православной Церкви» для обучающихся 10 класса, раскрывающий ход постепенного внешнего и внутреннего преуспеяния Церкви Христовой в Русской земле.
  2. - Спецкурс для учащихся 8-9 классов «Латинский язык» - для расширения лингвистических знаний обучающихся и знакомством с многообразием православной культуры раннего средневековья, представленной в религиозных текстах на латыни. Планируется введение курсов «Древнегреческий язык», «Церковнославянский язык», предполагающих образование и воспитание детей на лучших классических образцах православной литературы, текстах Евангелия.
  3. - Спецкурс «Теория и практика проектирования» - для развития навыков и умений исследовательской работы, подготовки учащихся к созданию научных проектов, способствующих активизации христианского служения, и с целью освоения православной культуры.
Воспитательная система

V. Заключение

Православная гимназия осуществляет свою образовательную деятельность в едином образовательном пространстве с другими учреждениями культуры и общественными организациями г.Липецка. Гимназия готова сотрудничать с православными образовательными учреждениями, высшими учебными заведениями России, принимающими участие в процессе модернизации российского образования на основе классических православных традиций.

Настоящая концепция не претендует на полноту решения существующих проблем православного воспитания.

Контакты

398000,Липецкая область,
ул.Прокатная, дом 10

prawgim@yandex.ru

Телефон в Липецке
Т: +7(4742) 28-80-76
     +7(4742) 28-71-74

Путешествие по гимназии

Фотогалерея