По благословению Высокопреосвящейнешего Митрополита Липецкого и Задонского Никона
Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания.
Живописец и ваятель творят только безжизненную фигуру,
а мудрый воспитатель
создает живой образ,
смотря на который, радуется Бог и радуются люди.
Иоанн Златоуст.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни.
Система воспитания обучающихся в Православной гимназии им. прп. Амвросия Оптинского предусматривает создание условий для формирования нравственного уклада гимназической жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеурочную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности гимназии, семьи и других субъектов общественной жизни.
Православная гимназия им. прп. Амвросия Оптинского расположена в г. Липецке и является единственным православным образовательным учреждением Липецкой епархии. Спецификой образовательного и воспитательного процесса гимназии является православный компонент.
При организации воспитательного процесса Православная гимназия взаимодействует с:
Тройственная направленность воспитательного процесса гимназии, определяемая основополагающими целями функционирования Гимназии и социальным заказом, позволяет вывести следующую формулу концептуальной идеи воспитательной деятельности: «Православный христианин. Заботливый семьянин. Ответственный гражданин».
Концептуальная идея представляет собой именование основных идеалов самоидентификации будущего выпускника Гимназии в означенном иерархическом подчинении. Прежде всего, ученик гимназии должен идентифицировать себя как православного христианина, сына Церкви Христовой. Но научиться любить Отца Небесного возможно ребёнку не иначе как через любовь к родителям земным и деятельную заботу о ближних. А значит православный христианин, при выборе супружеского жизненного пути, обязательно должен стать заботливым семьянином. В более широком смысле этот идеал подразумевает под собой не только заботу непосредственно о членах своей семьи, но и о каждом ближнем вообще.
Что же касается воспитания в детях гражданской ответственности, то и здесь оно должно и может осуществляться именно с позиции православного мировоззрения. Служение Отечеству, как оплоту православия на земле. В истории России есть масса примеров гражданского служения святых (Сергий Радонежский, Александр Невский, Митрополиты Пётр и Алексий, Фёдор Ушаков и многие другие), которые могут стать ориентирами в формировании идеала ответственного гражданина.
Таким образом, все три идеала неразрывно связаны между собой.
Служение Православной Вере (Церкви), Отечеству и ближним требует одних и тех же сформированных качеств – способности к жертвенности, ответственности, которые напрямую зависят от уровня нравственности, а тот, в свою очередь, от духовного состояния человека.
В соответствии с заявленной основной идеей концепции, выделяются три группы ценностных ориентиров:
Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Рабочая программа воспитания Православной гимназии им. прп. Амвросия Оптинского опирается на догматическое, каноническое учение Православной Церкви, соответствующие государственные документы, Устав и Внутреннее Уложение Гимназии.
Духовно-нравственное развитие детей и их практическая деятельность, без сомнения, неразрывно связаны между собой, но если задача духовного развития в большей степени подразумевает формирование православного мировоззрения, то практическая деятельность способствует утверждению православного образа жизни.
- Принцип уважения личности как образа Божия в человеке. Раскрытие индивидуальности способствует постижению божественного начала личности, выявлению и развитию ее возможностей и способностей;
- Принцип соборности. Единение всех во Христе – единение не только внешнее, но и внутреннее, как в живом организме объединены между собою все члены, составляя одно тело. Идея «единства во множестве»: единство множества личностей (индивидуальностей), объединенных стремлением к обожению;
- Принцип коллективной деятельности. Личность должна уметь согласовывать свои действия с другими членами коллектива. Правильно организованная коллективная деятельность способствует наиболее яркому проявлению индивидуальности каждого учащегося;
- Принцип разумной требовательности. Можно все, что не противоречит принципам христианской нравственности, закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинства других;
- Принцип возрастного подхода. Дети позитивно отзываются только на те формы и методы воспитательного воздействия, которые адекватны их возрастному периоду;
- Принцип диалога. Следование этому принципу позволяет достичь доверительных отношений между преподавателем и учащимися. Педагогу необходимо не только учить, но и самому учиться у ребенка, («…будьте как дети…» (Мф.18, 3), исходить из детской сущности в построении учебно – воспитательного процесса;
- Принцип педагогической поддержки. Ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, отверженным, даже если ему что-либо не удается. Он должен видеть в педагоге учителя, который защитит его от неудачи, поможет в разрешении возникающих проблем; Принцип стимулирования самовоспитания. Каждый обучающийся должен научиться познавать себя, критически рассматривать свои поступки, свои мысли и чувства, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов создать такие условия, в которых ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности;
- Принцип связи с реальной жизнью. Дела, организуемые и проводимые в Гимназии, должны соотноситься с реальными делами прихода, района, города, края, страны. Дети должны чувствовать себя гражданами России, ответственными за сохранение и преумножение ее культурно-исторических ценностей, действовать на благо ее народа;
- Принцип согласования. Все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласованного взаимодействия детей друг с другом, вовлечения родителей в общий педагогический процесс;
- Принцип обратной связи. В соответствии с этим принципом, педагоги Гимназии стремятся к получению объективных данных о результатах воспитательного воздействия на учеников.
Принципы воспитательной работы в Гимназии приобретают своеобразие благодаря стремлению следовать основным принципам христианской педагогики:
- Принцип Христоцентричности. 1) Христос - цель педагогического процесса, поскольку обожение (достижение единства со Христом) – цель жизни каждого христианина; 2) Христос - идеал Учителя, пример для подражания учителя земного Учителю Небесному (Климент Александрийский: «Един есть у нас учитель – Христос»); 3) Христос - Глава Церкви. Воцерковление – путь соединения со Христом;
- Принцип педагогичности. «Педагог» (греч.) – «детоводитель», т.е. тот, кто ведет детей тем путем, которым идет сам. Не педагогичным является указание пути ребенку и не следование самому этим путем. Жизнь педагога, проводимая в стремлении ко Христу, влечет к Нему и детей, ведомых педагогом;
- Принцип любви. Апостол Иоанн Богослов: «Бог есть любовь». Любовь как цель (обожение), средство (влечение к Богу-любви) и метод педагогики (возлюбленность учеников учителем научает их любви, узнаванию Бога).
Главным началом христианской жизни, ее нравственности и педагогики, является любовь, без которой, по апостолу Павлу, все тщетно, напрасно и бесцельно: «Если я не имею любви, то я ничто…» (см.: 1 Кор. 13,3). Назначение педагогики – содействие, развитие и раскрытие богодарованного в личности в период ее становления. Школой жизни является Церковь, а тем таинственным Учителем – сам Христос, который Себя признает и именует Учителем всех учителей.
Стратегической целью Гимназии является воспитание полноценного, хорошо информированного, творчески активного, высокодуховного, нравственного человека как субъекта православной культуры.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям гимназистов позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения гимназистами социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе гимназиста, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему православное богослужение, молитва, чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития гимназиста, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь.
Выделение данного приоритета в воспитании гимназистов на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста, с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений гимназистов.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения гимназистами опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями гимназистов юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в гимназии. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению гимназистов во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- опыт участия в православном богослужении, в производственной практике, трудовой опыт;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в гимназии, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.
Достижению поставленной цели воспитания гимназистов будет способствовать решение следующих основных задач:
1. Создать оптимальные условия для формирования целостного образовательного пространства, включающего урочную, внеурочную и внеклассную деятельность на основе требований ФГОС, учитывающего как церковную среду, так и условия социализации детей в поликультурном и (или) не церковном обществе.
2. Создать благоприятные условия для непрерывного процесса повышения квалификации, профессионального роста и духовно-нравственного развития педагогов гимназии.
3. Формировать у обучающихся активную жизненную позицию, основанную на христианской ответственности за себя и за ближнего.
4. Инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне гимназии, так и на уровне классных сообществ.
5. Организовать для гимназистов паломнические поездки, экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал.
6. Организовать профориентационную работу с гимназистами.
7. Организовать работу гимназических медиа, реализовать их воспитательный потенциал.
8. Содействовать приобщению семей обучающихся к ценностям православной культуры, привлечению родителей к участию в образовательном и воспитательном процессе, попечении о нуждах гимназии.
9. Оказать всестороннее содействие стяжанию духа сотрудничества и единомыслия в пространстве «Гимназия - Семья - Церковь».
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в гимназии интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения гимназистов.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной деятельности гимназии, представленных в соответствующем модуле.
Цели, задачи и практическая реализация соответствующего модуля представлены в Рабочей программе воспитания Православной гимназии им. прп. Амвросия Оптинского «Ступени».
398000,Липецкая область,
ул.Прокатная, дом 10
Телефоны в Липецке
Т:
+7(4742) 28-80-76
+7(4742) 28-71-74